Органические нарушения у детей

Психогенная патология у детей и подростков
статья на тему

Психогенная патология у детей и подростков

Скачать:

Вложение Размер
psihogennaya_patologiya_u_detey_i_podrostkov.docx 14.99 КБ

Предварительный просмотр:

1. Органическая и резидуально-органическая патология у детей и подростков

Органическая патология связана с повреждениями мозга, нервной системы; резидуально-органическая – с их отдаленными последствиями.

Выделяют следующие виды поражений нервной системы:

— перинатальные поражения нервной системы (происходящие в период с 28-ой недели развития плода по 7-ые сутки после рождения ребенка из-за заболеваний матери, повреждений нервной системы во время родов, средовых воздействий);

— наследственные заболевания (связанные с изменением генетической информации);

— инфекционные заболевания нервной системы (энцефалиты, менингиты);

— черепно-мозговые травмы (сотрясение головного мозга, ушиб мозга, сдавливание мозга);

— опухоли головного мозга ;

— эпилепсия (хроническое заболевание головного мозга, проявляющееся судорогами, расстройствами сознания, психическими изменениями).

Перечисленные поражения нервной системы приводят к различным отклонениям в психическом развитии ребенка. Каковы же эти психические отклонения, какую форму они принимают? Какие психические функции при этом нарушаются, а какие остаются сохранными?

Задержка психического развития имеет причиной перинатальные поражения нервной системы , она носит, как считал В. В. Лебединский, временный, обратимый характер и при грамотной психолого-педагогической помощи может быть компенсирована. Характерна мозаичность нарушений функционирования головного мозга, познавательная и эмоционально-волевая незрелость. Больше страдает не само мышление, а его предпосылки – внимание и память. К основным нарушениям психической деятельности ребенка относится астения, т.е. повышенная утомляемость и истощаемость.

Органические поражения мозга у детей включают черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга и нейроинфекционные заболевания головного мозга. Состояние психических функций зависит от объема поражения, его локализации и возраста ребенка. Возможны снижение интеллекта, характерологические изменения, нарушения поведения.

Эпилепсия может быть вызвана как генетическими, так и приобретенными факторами, такими, как черепно-мозговые травмы, опухоли головного мозга, нейроинфекции, родовые травмы. Существуют различные формы эпилепсии, однако независимо от форм обнаруживаются общие характерные психологические черты. Нарушена память, особенно вербальная. Зрительная память сохранна, развита эйдетическая память. Отмечаются трудности переключения внимания. Мышление конкретное, с застреванием на деталях, обстоятельное. Затруднено обобщение, абстрагирование. Характерна заторможенность, замедленность, вязкость, педантичность. В эмоциональной сфере – обидчивость, злопамятность.

Наследственные, генетические заболевания описаны в презентации к лекции 3.

2. Психогенная патология у детей и подростков

Психогенная патология связана с воздействием неблагоприятных психологических факторов, выступающих в роли психической травмы и вызывающих стрессовые состояния. Психогенная патология принимает форму психогенных психических расстройств.

Психогенные психические расстройства , или психогении , — это обратимые (т.е. функциональные, излечимые) расстройства психической деятельности, возникающие в ответ на воздействие психической травмы и подчиняющиеся определенным закономерностям клинического проявления, течения и исхода.

Основные клинические формы психогений:

1. Психореактивные состояния :

— психогенные развития личности

— невротические развития личности.

Самой уязвимой группой в отношении воздействия психической травмы оказались дети и подростки, особенно в возрасте 5-7 и 12-18 лет. При этом психическая травма не обязательно вызовет психогенные расстройства, для этого должна быть «почва» в виде функциональной или органической недостаточности нервной системы. Такой «почвой» являются последствия ранних резидуально-органических поражений головного мозга — в перинатальном и раннем постнатальном периодах.

При психогениях страдает эмоциональная сфера: выраженными становятся страхи, тревога, тоска и т.п. Общая черта состояния психических функций – повышенное эмоциональное напряжение.

Детские неврозы изучены А. И. Захаровым. Он определил детский невроз как психогенное заболевание формирующейся личности.

Факторы, вызывающие неврозы у детей:

А) Психическая травма (острая или хроническая). Чаще всего психотравмирующие ситуации возникают в семье.

Б) Особенности преморбидного (до начала заболевания) развития ребенка:

— функциональная или органическая недостаточность нервной системы

— особенности психической организации ребенка: болезненное самолюбие, эгоцентричность, мнительность, сверхтребовательность к себе, полная неудовлетворенность собой, противоречивость личностных характеристик.

В) Нарушения внутрисемейных отношений – основной фактор. Проявляется в дисгармоничности семьи, не умеющей самостоятельно разрешать конфликты. Растущий уровень психологического напряжения в семье приводит к возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

Г) Дисгармония семейного воспитания. Выражается общими чертами:

— низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания

— высокая степень противоречий, непоследовательность, неадекватность в поведении членов семьи и в воспитании ребенка

— высокая степень опеки детей и ограничения их в каких-либо сферах жизнедеятельности

— повышенная стимуляция возможностей детей с частым применением угроз и осуждений.

Разнообразны клинические формы детских неврозов, основные из которых:

Невроз навязчивых состояний, который включает невроз навязчивых действий и фобический невроз, или невроз навязчивых страхов (фобия – навязчивый страх).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства массовой коммуникации включают в себя достаточно обширный арсенал способов воздействия на подсознание, с целью внедрения соответствующих установок, заложение паттернов (программирование.

Анализ сказки «Гуси-лебеди» как фольклорного произведения.

В данной статье затрагиваются проблемы здоровья детей. Рассматриваются факторы, оказывающие негативное влияние на социально-психологическое здоровье дошкольников. Материал рекомендуется для обращения .

Что такое аэробика? Разновидности аэробики и как она влияет на развитие физических качеств.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики, развития и социализации детей и подростков волнуют пед.

В последние годы наблюдается ускоренная компьютеризация всех сфер общественной жизни. Компьютеры становятся необходимой принадлежностью офиса, медицинских учреждений, школ. Компьютеры стремительно вне.

Памяткадля родителейпо профилактикевредных привычеку детей и подростков.

Органическое поражение ЦНС

Органическое поражение центральной нервной системы – категория патологий нервно-психического характера, которые провоцируются негативным воздействием на головной мозг человека. Практически у всех людей есть минимальные отклонения такого типа, но они никак не проявляются и не мешают полноценной жизни. Однако патологии средней тяжести и выше требуют лечения, ведь они имеют ярко выраженную симптоматику.

Причины возникновения органических поражений ЦНС

Поражение может появиться до и после рождения ребенка. Многое зависит от матери, так как женщина и плод имеют одну систему кровоснабжения. Следующие факторы в разы повышают риск возникновения патологий:

  • частые стрессовые ситуации;
  • заболевания соматического характера (печень, почки, сердце, дыхательная система и так далее);
  • злоупотребление алкоголем;
  • курение;
  • частый прием лекарственных препаратов;
  • нарушение метаболизма;
  • инфекционные заболевания;
  • плохая экология;
  • неправильный рацион.

Поражение может быть вызвано проблемами при родах: например, родовыми травмами. В дальнейшем к появлению патологий могут привести опухоли спинного и головного мозга у ребенка, опасные заболевания инфекционного характера и травмы ЦНС.

Симптомы

Признаком наличия поражения служат психические, речевые отклонения и проблемы с координацией. К психическим симптомам относится чрезмерная отвлекаемость, проблемы с концентрацией, плохая память и обучаемость, искаженное мировоззрение, сниженные интеллектуальные способности.

Речевые симптомы – это плохое произношение простых слов, скудный словарный запас, заторможенное развитие речевого аппарата. В тяжелых случаях дети могут вовсе не разговаривать, издавая лишь примитивные звуки.

Нарушения координации можно определить на первых порах жизни ребенка: он плохо держит голову, с трудом ползает, плохо ходит или вовсе не встает на ноги.

Среди прочих симптомов:

  • ухудшение слуха и зрения;
  • плохой иммунитет;
  • быстрая утомляемость;
  • постоянные проблемы со сном;
  • недержание мочи днем.

Диагностика органических поражений ЦНС

Опытный психиатр может моментально определить наличие патологии. Для этого ему нужно просто посмотреть на лицо пациента. Однако этого мало для начала лечения, ведь разновидностей органических поражений есть десятки, и каждое из них лечится по-своему. Следующим этапом после осмотра являются лабораторные исследования.

  • Электроэнцефалограмма. Анализ функционального состояния головного мозга.
  • Реоэнцефалограмма. Исследование состояния сосудов мозга.
  • УЗДГ. Исследование мозга с помощью ультразвука.

Лечение органических поражений ЦНС

Процесс лечения таких патологий, как правило, занимает много времени, особенно если речь идет о тяжелых формах. Однако прогноз на ранних стадиях положительный, так как головной мозг ребенка легко поддается воздействию.

Специалисты назначают медикаментозное лечение, нацеленное на улучшение кровообращения мозга и нормализацию его функций. С этой же целью применяется физиотерапевтическое лечение. Пациентам с органическими поражениями ЦНС показан массаж. Им назначаются регулярные занятия с дефектологом и психологом. Разрабатывается оптимальный рацион с большим количеством витаминов и антиоксидантов.

Больших успехов в лечении органических поражений ЦНС добился медицинский центр Берсенева. Специалисты используют метамерный метод, который помог выздороветь тысячам пациентов, записаться на прием можно на официальном сайте. В результате улучшения интеллектуальных способностей и нормализации функций мозга они не уступают в развитии ровесникам.

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕРВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ.

НЕРВНЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ.

Вопросы:

1. Классификация нервных нарушений у детей.

2. Семья как фактор, провоцирующий нервные нарушения детей.

КЛАССИФИКАЦИЯ НЕРВНЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ.

Нервно-психические нарушения у детей по степени распространения можно разделить:

— минимальная мозговая недостаточность;

— невротические реакции, неврозы, функциональные растройства внутренних органов и кожи на почве стресса;

— органические нарушения нервной системы;

— психическое недоразвитие, умственная отсталость;

— психопатии (патологические характеры);

Необходимы 3 врача: психоневролог (невротические реакции, неврозы); невропатолог (минимальная мозговая недостаточность, невропатия, органические нарушения нервной системы); психиатр (умственная отсталость, психопатии, психические заболевания). А так же привлечение психологов для оказания помощи детям, испытывающим личные проблемы и стрессы.

Врач – основной метод воздействия – психотерапия.

Психотерапия – метод (не столько психического) психологическиго воздействия на больного с целью устранения функциональных нервно-психических нарушений и наслоений, возникших в результате психических травм; длительных переживаний и конфликтов, т.е. состояний дистресса, неврозов, психосомативеских заболеваний.

Психотерапевт – специалист по лечению неврозов.

1. Минимальная мозговая недостаточность (ММН) – наиболее распространенный вид нервности.

Причины: 1) До родов:

— тяжелое течение беременности (1 половина); токсикозы; угрозавыкидыша;

— воздействие на организм химических веществ, радиации, инфекционных болезней, вирусов;

— преждевременные, переношенные роды; слабость родовой деятельности; длительные роды; недостаток кислорода (гипоксия) из-за сдавления пуповины, обвития вокруг шеи.

— плохое питание; частые и тяжелые заболевания и инфекции, сопровождаемые осложнениями; ушибы мозга; отравления;

Симптомы: повышенная умственная утомляемость; отвлекаемость внимания; затруднения в запоминании нового материала; плохая переносимость шума, яркого света, жары, духоты; укачивание в транспорте с головокружением, тошнотой, рвотой; перевозбуждение к концу дня с головными болями (холерик); заторможенность к концу дня с головными болями (флегматик).

ММН максимально проявляется в начальной школе (7-12 лет). 42% родителей отмечают у детей 4 лет перечисленные симптомы.

2. Невропатии – болезненно повышенная или затрудненная нервная чувствительность. М.Б. врожденного плана. У нервно-соматически ослабленных родителей появление детей с такими нарушениями возможно. Наследуются особенности нервно-вегетативной регуляции внутренней среды организма: аффективная неустойчивость; чуткий или чрезвычайно глубокий сон; склонность к головным болям и колебаниям артериального давления; аллергии; спазмы желудочно-кишечного тракта на нервной почве; повышенная чувствительность к действиям метеофактора.

Причины: До родов:

— токсикозы 2 половины беременности;

— острые и хронические стрессы (трудности учебы, конфликты, отсутствие нормальных жилищных условий, неуверенность в прочности брака, нежелательная беременность).

Стресс, обусловленный отрицательными переживаниями, приводят к гормональным изменениям в организме матери. Гормон беспокойства и страха – адреналин – в мозг ребенка (диэнцифальная область), где находятся нервные вегетативные центры управления работой внутренних органов и кожи. Беспокойный плод. Уже в 4-6 месяцев (видно на снимках) плод успокаивает себя сосанием пальца. После рождения ребенок вздрагивает от малейшего шума; беспокойно спит; часто срыгивает; метеоризм – пучит животик; кишечные колики в 3-5 месяцев; к 2-3 годам эти проявления достигают максимума, а к 10 годам сходят на «нет». К 10 годам нервные клетки покрываются защитной оболочкой, нервная система начинает функционировать на качественно ином уровне.

Невропатии: 1) Эмоциональная неустойчивость, легкость возникновения аффектов, плача, беспокойств, расстройств настроения.

2) Вегетососудистая дистония (колебания артериального давления преимущественно в сторону понижения; головокружения; потливость; ознобы; неустойчивый пульс; плохое самочувствие при колебании барометрического давления). Выражается в покраснениях или бледности лица; головных болях; спазмах дыхательных путей и пищевода («комок в горле», «каша во рту»), желудка и кишечника (расстройство стула), срыгивание, рвота).

Эмоциональная неустойчивость и вегетососудистая дистония – легкость возникновения эмоционального стресса.

3) Нарушения сна – затрудненное засыпание; чуткий, с пробуждениями, или глубокий, с непроизвольным мочеиспусканием, сон; плохое самочувствие утром.

4) Нарушения обмена веществ — диатезы:

— экссудативно-катаральные (опрелость, мокнущая кожа, зуд, нейродермиты);

— лимфатико-пластические (одутловатость; аденоиды; ангины);

— нервно-артритические (повышенная чувствительность костей и суставов к охлаждению; полиартрит – воспаление суставов и ревматизм в подрастковом возрасте);

— аллергии – болезненно заостренная реакция организма на запахи, лекарства, пыль. Раздражение слизистых тканей, кожи, отеки лица.

5) Минимальная мозговая ослабленность – напоминает ММН с большим акцентом на утомляемость. Через 2-3 часа в группе ребенок становится все более вялым и раздражительным. Дома требуется 1-2 часа, чтобы снять напряжение.

6) Соматическое ослабление организма: общее снижение реактивности; частые хронические заболевания верхних дыхательных путей; посещение яслей вызывает стресс и болезни.

7) Психомоторные нарушения в виде нервных тиков, заикания, энуреза, энкопреза (недержания кала). Зачисят от времени года, утомления, стресса.

О невропатии как общей нервной ослабленности можно говорить при наличии 3 из 7 перечисленных признаков.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась — это был конец пары: «Что-то тут концом пахнет». 8431 — | 8044 — или читать все.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*